Центр защиты леса Республики Коми
регионы России
О насНаправление деятельностиУслугиСМИ о насНовостиКонтактыК Дню ПобедыЛесные династии
Карта филиалов
Российского центра защиты леса
Посмотреть филиалы списком
закрыть

Общая информация

Телефон единой диспетчерской службы
Федерального агентства лесного хозяйства

8-800-100-94-00

 

 

Республика Коми в годы Великой Отечественной войны

 

22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны бросила против Советского Союза отборные вооруженные силы. Неудачи начального периода войны оказали огромное влияние на весь ее последующий ход. Было ясно, что Победа будет коваться не только на фронтах, но и в глубоком тылу.
Ставилась задача перестроить всю работу государственного аппарата, промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства на военный лад. На второй день войны началась мобилизация в армию военнообязанных запаса. Только в первую неделю в военкоматы Коми АССР подали заявления о добровольном вступлении в армию около 2 тыс. молодых рабочих, колхозников, служащих, студентов.
Всего через военкоматы республики ушли на защиту Отечества 169,6 тыс. чел., из них около 100 тыс. было призвано из мест заключения. Коми воины пополнили за годы войны ряды около 25 дивизий на всех фронтах. Среди них покрывшие себя неувядаемой славой 263 стрелковая дивизия, 24-я Самаро-Ульяновская Краснознаменная стрелковая дивизия, которая начала войну на Западном фронте, продолжила на Калининском, Сталинградском, 4-м Украинском, 1-м Украинском фронтах, закончила войну 14 мая у Берлина; 28-я Краснознаменная Невельская стрелковая дивизия прошла Калининский, Прибалтийский, 2-й Прибалтийский фронты, закончила войну 9 мая, находясь в распоряжении Ставки Верховного Главнокомандования под Бухарестом.
На фронтах Великой Отечественной войны сражались свыше двух тысяч женщин из нашей республики. Они шли в бой автоматчиками и зенитчиками, связистами и партизанами, медработниками и бойцами вспомогательных служб. Умелыми действиями отличились многие наши земляки - командир дивизии Степан Турьев, командиры полков Иван Выборов, Николай Митюшев и другие. Нельзя не сказать и об уникальных оленьих батальонах, сформированных на территории Ижемского и Усть-Усинского районов. В них насчитывалось более 4 тыс. оленей, сопровождаемых восьмюстами оленеводами-пастухами и ветеринарами. Они действовали там, где другой транспорт применяться не мог. Более 1150 км пришлось пройти этим отрядам при 40 градусном морозе, покрывая за день до 60 км заснеженной тундры.
Показатели работы промышленности республики в 1941 г. оказались значительно выше, чем в предшествующем. Так, древесины было заготовлено на 1,7 млн. куб. м больше, в том числе до 1 млн. куб. м древесины военного назначения. Местная промышленность выпустила продукции в два раза больше, чем в 1940 г. При этом было освоено значительное количество новых видов изделий. Уже в 1942 г. все деревообрабатывающие предприятия изготовляли лыжи, на Усть-Цилемском замшевом заводе стала производиться специальная замша, в том числе для применения в авиации, промкомбинаты и другие предприятия начали выпускать большое количество различных товаров военно-технического назначения.
Люди работали с утроенной энергией, прилагая героические усилия для скорейшего расширения производства. Так было, например, на Ижемских сажевых заводах, когда в связи с оккупацией западных территорий прекратилась поставка горелок. Местные инженеры, возглавляемые П.Палкиным, в короткий срок разработали новый вид керамических горелок из местных материалов. К концу войны были освоены мощности 5 сажевых заводов. Здесь же, занимаясь поисками сырья для производства горелок, репрессированный геолог В.А. Калюжный обнаружил повышенное содержание титана в горных породах. При строительстве железнодорожных мостов вместо металлических широко стали применяться деревянные конструкции. Для Северо-Печорской железнодорожной магистрали были демонтированы и переброшены конструкции строившегося в Москве Дворца Советов, а также один из металлических мостов через канал Москва-Волга. В годы войны пропускная способность железной дороги была значительно увеличена, это позволило полностью обеспечить вывоз воркутинского угля, лесной и другой продукции в места их потребления. Значение этой магистрали было настолько велико, что в 1943 г. немцы сбросили специальную диверсионную группу с целью взорвать железнодорожный мост через р. Печору. Однако, группа не успела выполнить задание и оказалась обезвреженной.
Республика поставляла фронту, стране крайне необходимую продукцию, среди которой стратегическое значение имели нефть, уголь, лес. Добыча нефти “Ухтакомбинатом” в годы войны возросла почти в два раза и составила в 1945 г. 172,5 тыс. т. На полную мощность заработала первая в стране нефтешахта № 1. Добываемая здесь нефть поступала и перерабатывалась на Ухтинском нефтеперерабатывющем заводе, который вдвое увеличил ассортимент выпускаемой продукции. Была открыта целая группа газовых месторождений и создан мощный газодобывающий комплекс. Излишне говорить, насколько важны были для промышленности страны продукты, выпускаемые на основе нефти и газа. Например, получаемая здесь термическая сажа в значительной степени обеспечивала потребности в ценнейшем сырье для изготовления термических и морозоустойчивых резиновых изделий.
Исключительно высокими темпами развивался Печорский угольный бассейн, обеспечивавший углем Северный морской флот и многие промышленные предприятия Ленинграда, Кирова, Горького, Москвы. В годы войны было заложено 29 новых шахт в Воркуте и Инте, 12 из которых вступили в строй. На их строительство были направлены крупные материальные и финансовые ресурсы. В 1945 г. добыча угля комбинатом Воркутауголь составила 2,2 млн. т., набирали мощности шахты Инты.
Вывоз угля обеспечивался не только за счет увеличения пропускной способности Северо-Печорской железнодорожной магистрали, но и благодаря новаторской работе железнодорожников. Вот что писала газета “Гудок” о работе Героя Социалистического Труда, машиниста паровоза Елены Чухнюк в 1943 г.: “...Коллективу Северо-Печорской дороги памятен один из первых рейсов машиниста Чухнюк. В ту пору еще никто не преодолевал пути от Ижмы до Княжпогоста быстрее, чем за 2-3 дня. Чухнюк обязалась доставить тяжеловесный поезд без дополнительного набора топлива в пути следования, просила только обеспечить ей “зеленую улицу”. Диспетчеры приняли ее вызов на соревнование. Рейс был совершен за 11 часов! Он сыграл большую роль в борьбе за скоростное продвижение поездов на Северо-Печорской дороге...”.
И так было во всех отраслях народного хозяйства. Огромные усилия прилагались партийными и советскими органами для обеспечения заготовки необходимых объемов древесины. Условия работы в лесу были очень тяжелыми. Не хватало самого необходимого. Многие лесорубы проживали в землянках, где порой за ночь нельзя было высушить промокшую одежду. А утром, зачастую в тридцатиградусные морозы, приходилось идти на работу. Необходимо было обеспечить бесперебойное снабжение крепежным лесом угольную промышленность, заготавливать возросшее количество дров, выпускать необходимые пиломатериалы. Тем не менее, сохранить довоенные показатели лесная промышленность не смогла. Если в 1940 г. вывозка древесины по Коми АССР составляла 6,8 млн. куб. м, то в 1944 г. - всего лишь 4,2 млн. Сказалось резкое сокращение рабочей силы и ослабление технической базы лесной промышленности. Техника и инвентарь выходили из строя, но не было ни запасных частей, ни новых механизмов. Большинство видов работ в лесу выполнялось вручную. Но и в этих условиях Республика Коми бесперебойно снабжала лесопродукцией 40 крупных предприятий страны, обеспечивала работу оружейных и других заводов, ряда железных дорог.
Наряду с указанными отраслями бурное развитие получила местная промышленность. Число мастерских и цехов в райпромкомбинатах в 1945 г. по сравнению с 1940 г. возросло в 19 раз. Было освоено большое количество новых видов продукции, обеспечивавших нужды армии и населения. Из районов на фронт отправлялись тысячи пар обуви, полушубков, меховых жилетов, шапок, рукавиц. Вошли в строй и крупные предприятия местной промышленности. В Сыктывкаре был построен кожевенно-обувной комбинат, производивший до 100 тысяч пар обуви и другие кожтовары. Всего же в Коми АССР выпускалось более 400 наименований изделий в основном из местного сырья.
Следует иметь в виду, что развитие промышленности, как и сельского хозяйства, происходило в крайне трудных условиях. Только в первые три месяца войны в армию ушло более трети рабочих и служащих. Причем это была наиболее трудоспособная и квалифицированная часть населения. Многие предприятия испытывали острейший недостаток рабочей силы. В 1943 г. на Усть-Цилемском замшевом заводе вместо потребных 68 человек работали всего 49 рабочих. Ушедшие на фронт в спешном порядке стали заменяться женщинами, детьми, нетрудоспособными. В 1942 г. была введена трудовая мобилизация граждан, осуществлявшаяся преимущественно за счет сельского населения. В Сыктывкаре численность женщин на промышленных предприятиях и транспорте за 1941-1943 гг. увеличилась с 1,5 до 4,4 тыс. чел. и составила 60% всех рабочих. Осуществлялся специальный учет трудоспособного населения, проводилось перераспределение рабочей силы по отраслям народного хозяйства. Несмотря на мобилизацию в армию, численность рабочих и служащих увеличивалась. В 1940 г. в производстве было занято 62 тыс. чел., в 1945 г. - 103 тыс. Способствовало тому и постоянное пополнение заключенных системы ГУЛАГа. На начало октября 1945 г. только в спецпоселениях НКВД Коми АССР находилось более 23 тыс. человек.
Обеспечение квалифицированной рабочей силой осуществлялось через систему трудовых резервов республики, в которой за 1941-1945 гг. прошли обучение 11 тыс. молодых рабочих.
Однако главной причиной успешного выполнения военных заданий все же был героический труд рабочего класса и колхозного крестьянства. 10-11-часовой рабочий день стал нормой. В необходимых случаях люди сутками не уходили с работы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 года вводились обязательные сверхурочные работы, отменялись отпуска. Однако никого не приходилось заставлять стоять за станком или работать в поле сверх положенной нормы. Наоборот, большинство стремилось брать на себя дополнительные обязательства, естественным стало двух-трехкратное выполнение заданий. На многих предприятиях большая часть рабочих становилась стахановцами. И это при том, что нормы питания были урезаны до минимума, голодные обмороки и даже смерть от истощения становились обыденным явлением.
В селах и деревнях трудились не с меньшим напряжением, чем на промышленных предприятиях. В колхозах особенно значимой оказалась убыль трудоспособного населения. Если в 1940 г. численность колхозников составляла 100,4 тыс. чел., то в 1944 г. - 82,4 тыс. Нагрузка на оставшихся увеличилась вдвойне. Приходилось работать в колхозном производстве, на лесозаготовках, заготовках дров, перевозке грузов, выполнять массу других обязанностей. На отдых оставалось 4-5 часов в сутки. Подорвана была материально-техническая база колхозов, транспортный парк удавалось содержать в основном за счет сбора и реставрации запасных частей. За штурвал трактора садились женщины. Они составили до 80% всех подготовленных в годы войны механизаторов. К весенним полевым и уборочным работам привлекались учащиеся, служащие, все, кто хоть как-то мог помочь в поле. На учете был каждый колосок урожая. Путем неимоверных усилий удавалось сохранять необходимый уровень производства. Среднегодовые поставки сельскохозяйственной продукции государству в 1941-1945 гг. превышали уровень 1940 г. Колхозы Коми АССР поставляли государству 12 видов продуктов растениеводства и животноводства. Всего за период войны они сдали 47,3 тыс. т. зерна, 89 тыс. т. картофеля, 15,5 тыс.т. овощей, 14 тыс. т. мяса, 25,6 тыс.т. молока, большое количество шерсти, кожи, пушнины.
Лишенные почти всего, во всем испытывающие недостаток трудящиеся республики стремились изыскать, казалось бы, уже невозможные ресурсы, лишь бы помочь фронту. Война породила много замечательных починов. Это и массовое социалистическое соревнование, и совмещение профессий, и взятие на себя повышенных обязательств, и многое другое. Но, пожалуй, наиболее ярко патриотизм, жертвенность поколения военных лет проявились в безвозмездном оказании помощи фронту. Рабочие, служащие и колхозники отчисляли в фонд обороны часть своего заработка, вносили свои трудовые сбережения, сдавали продукты питания. Десятки миллионов рублей в годы войны было внесено на постройку танковых колонн “Коми колхозник” и имени Коми АССР, авиазвеньев “Печорский комсомолец” и “Коми пионер”, отдельных танков и самолетов.
Масштабы всенародной помощи фронту были воистину впечатляющими: за годы войны трудящиеся республики внесли в фонд обороны и на строительство боевой техники 59,1 млн.руб., сдали 4800 голов скота, 202 т. зерна, 236 тыс. литров молока, 126,4 тыс. т. овощей. Это был весомый вклад в общее дело победы над врагом.
Многие из уроженцев Республики Коми стали в годы войны видными военачальниками. Генерал-лейтенант Д.Г. Дубровский (Сивков) являлся членом военного совета фронта, гвардии полковник Н.В. Митюшев командовал гвардейским минометным полком “Катюш”, С.И. Турьев - дивизией, М.Осипов, А.Жилин - танковыми бригадами, ряд офицеров являлись командирами полков. За боевые подвиги на фронтах Великой Отечественной войны 25 солдат и офицеров из Коми АССР были удостоены звания Героя Советского Союза.
Победа ковалась на фронте и в тылу. Каждый участник тех уже далеких трагических и героических дней выполнил свой патриотический долг до конца. Эти люди вынесли то, что, казалось, вынести невозможно, и выиграли жестокую битву с фашизмом.